ФСБ обязала бухгалтерские фирмы получить разрешение для ведения своей деятельности. Регулятор заявил, что они шифруют отчётность своих клиентов при подаче в ФНС, а значит им нужна лицензия ФСБ на криптографию. Таким образом, перед организациями и ИП встал вопрос: продолжать работать и рисковать получить штраф или соблюдать законодательство и пройти процедуру лицензирования.
В этой статье рассмотрим подробнее требования к бухгалтерским организациям со стороны Федеральной службы безопасности России, об уровне ответственности за работу без разрешения, а также посмотрим, кто не является нарушителем при работе с налоговыми сведениями.
Почему у бухгалтеров стали требовать лицензию ФСБ
Письмом
Шифрование данных при подаче данных происходит в момент, когда бухгалтер подписывает документ электронной подписью. При этом не важно, кому принадлежит ЭП: специалисту или клиенту. Основанием считать ЭП элементом шифрования является то, что для работы с ней требуется программа «КриптоПро CSP», относящаяся к категории средств шифрования. Таким образом, использовать данную программу, а также ЭП в интересах третьих лиц могут только те компании, которые имеют разрешительный документ. При этом под внимание регулирующего органа чаще попадают бухгалтерии, предоставляющие отдельную услугу по подаче отчётности, чем те, кто занимается полным сопровождением. Но даже это не освобождает от ответственности.
Что будет если работать без лицензии
К ответственности за предоставление услуг по подаче отчётности без соответствующего разрешения могут привлечь как обычного бухгалтера, так и директора организации или уполномоченную бухгалтерию. Нарушителю будет грозить штраф, согласно
Размер штрафов:
- От 500 до 1 000 ₽ — для бухгалтера.
- От 2 000 до 3 000 ₽ — для ИП или директора организации.
- От 10 000 до 20 000 ₽ — для уполномоченной бухгалтерии.
Оспорить наложение административного штрафа невозможно, исходя из известной судебной практики. По данному вопросу можно найти всего 3 дела: А46-15558/20, А29-9829/17, А38-2092/16, в которых все 3 категории нарушителей пытались оспорить штраф, оперируя различными фактами, в том числе несовершенным законодательством в данной области. Суд во всех 3-ёх случаях принял сторону обвинения.
Такое малое количество судебных разбирательств, вероятнее всего, что компании оплачивают штрафы без обращения в суд и огласки. К тому же, размер административного штрафа невелик.
Также мерой пресечения может служить изъятие средств шифрования данных у нарушителя, но на практике такое пока не встречалось.
Кому нужна лицензия
Шифрование данных для личных целей, например подача
- собственной электронной подписью;
- электронной подписью клиента.
Во внимание регулятора попадают не владельцы электронной подписи, а IP—адреса, с которых отправляется большое количество отчётов в ФНС. Если с одного компьютера регулярно будут отправлять документы, подписанные разной ЭП, это станет поводом для проведения проверки и привлечения к ответственности, если исполнитель нарушает законодательства. Поэтому обходных путей нет и получить разрешение все-таки придётся.
Кому лицензия не нужна
Имеются ситуации, когда документ не нужен или его получение невозможно. К таким относятся:
- Составление отчетности без подписывания и отправления в госорганы.
- Работа штатного бухгалтера по трудовому договору.
Также к категории специалистов, которым не требуется документ можно отнести самозанятых. Даже если они подписывают отчетность электронной подписью и подают её в госорганы, они не могут быть привлечены к ответственности. Согласно
Как получить лицензию
Соискателю потребуется найти или обучить сотрудников, чтобы они имели необходимое образование и стаж, подготовить помещение, собрать необходимый пакет документов и пройти проверку лицензирующего органа. Полную инструкцию мы публиковали вот здесь.
Сколько это стоит
Полный консалтинг – 160 000 ₽. Чем больше организация соответствует требованиям перед началом лицензирования, тем дешевле обойдётся всё мероприятие. Обращение к сторонним консультантам в любом случае выйдет дешевле, чем самостоятельные попытки разобраться со всеми нюансами, наймом редких сотрудников и подготовкой пакета документации.